Четыре, а не три типа письменной речи

Если рассуждать по-английски

Повествование, описание, рассуждение. Не один школьный урок был отдан тому, чтобы научить нас различать эти три типа речи (в основном, оценивая синтаксис и части речи). Но для большинства из нас классификация так и осталась «вещью в себе», способом назвать правильным термином отдельные абзацы чужих шедевров.

В англоязычной традиции обучения письменной речи осваивают четыре типа речи – expository (объяснительный), descriptive (дескриптивный или описательный), persuasive (убеждающий) и narrative (нарративный или повествовательный). Изучают их, начиная не с грамматики, а с цели создания текста.  Рассматривают каждый тип по отдельности, причем и абзацы, и целые тексты. И не только оценивают чужие, но и пишут свои объяснительные и убеждающие эссе,  сюжетные истории и образные заметки натуралиста. Судя по всему (хотя бы по внятности англоязычных научных и технических текстов) этот подход продуктивен.

Перевод статьи с популярного писательского ресурса «Letterpile.com» познакомит вас с английскими типами речи и, надеемся, поможет увидеть ваши тексты в новой перспективе.

Четыре типа писательской речи: объяснительный, дескриптивный, убеждающий и нарративный

Syed Hunbbel Meer

Автор: Саид Хандбелл МеерИндивидуальный стиль автора – отражение его или ее личности, уникального авторского голоса и того способа, которым автор взаимодействует с аудиторией.

Однако каждый текст имеет специфическую цель. Например, автор может объяснять, как что-то работает, или убеждать людей принять его точку зрения.  Хотя индивидуальных авторских стилей столько же, сколько авторов, есть только четыре основные цели, которые заставляют нас писать. Эти цели отражены в четырех стилях или типах письма. Понимание особенностей каждого из четырех типов и того, как их использовать, важно для каждого автора.

Вот эти типы и их определения.

1. Объяснительный текст

Главная цель объяснительного (expository) текста – именно объяснить. Это предметно-ориентированный тип речи, где автор сосредоточен на изложении конкретной темы без оглашения своего личного мнения. Эссе и статьи такого рода снабжают вас соответствующими фактами и цифрами, но не сообщают мнения.

Перед нами типичный стиль учебника или статьи-инструкции. Автор просто рассказывает о предмете, например, о том, как что-то сделать.

Ключевые моменты

  • Текст обычно объясняет что-то как процесс.

  • Как правило, он содержит факты и цифры.

  • Развивается в логической последовательности.

Где можно использовать Expository Writing?

  • В учебниках,

  • статьях-руководствах,

  • кулинарных рецептах.

  • новостях (но не комментариях и редакционных статьях),

  • деловой переписке, технических и научных текстах.

Вот Expository writing

Многие люди связывают вкус тыквы с осенью. В октябре заведения типа Starbucks и McDonalds предлагают латте и десерты с ароматом тыквы. Перед вами рассказ о том как сделать пирог из тыквы всего из пяти ингредиентов…

Это Expository, потому что текст объясняет.  И вы сразу можете сказать, что дальше речь пойдет о том, как сделать пирог из тыквы

А это не Expository writing

Все знают: главное, что дарит нам осень – это десерты с ароматом тыквы. Тыквенный пирог – лучшее осеннее угощение: он не только вкусный, но и питательный. В тыкве много витамина  А, необходимого для здоровья иммунной системы и зрения.

Это не объяснительный текст, потому что провозглашаются мнения, такие как «тыквенный пирог – лучшее осеннее угощение». Хотя в цитате есть факт, что тыква содержит витамин А, этот факт используется, чтобы поддержать мнение. Мнения делают отрывок примером убеждающего текста.

2. Дескриптивный текст

Основная цель дескриптивного (descriptive) текста – описать. Этот тип письма сосредоточен на описании персонажа, события или места в мельчайших подробностях. Может получиться очень поэтично, если автор постарается сделать свои описания предельно точными.

Пример

В описании автор не скажет просто «Вампир убил его возлюбленную».

Он или она изменит предложение, сосредоточившись на деталях и подробностях, например: «Кровавый красноглазый вампир вонзил свои порыжевшие зубы в мягкую кожу возлюбленной и оборвал ее жизнь».

Ключевые моменты

  • Как правило, этот текст поэтичен по своей природе.

  • Он описывает города, людей, события, ситуации или обстановку в мельчайших деталях.

  • Автор показывает, что он или она видит, слышит, ощущает, какие вкусы запахи чувствует.

Где можно использовать Descriptive writing?

  • В поэзии,

  • дневниковых записях,

  • заметках натуралистов,

  • описательных частях художественных текстов.

Вот пример Descriptive writing

IPhone 6 получился неожиданно легким. Несмотря на то, что размер его экрана больше, чем у предыдущих моделей iPhones, аппарат тоньше, а его гладкий скругленный корпус сделан из алюминия, нержавеющей стали и стекла. Телефон выпускается в серебристом, золотистом корпусе и в цвете, который производители называют «космическим серым»: напоминает цвет графита с темно-серыми акцентами.

Это дескриптивное письмо, потому что текст описывает особенности телефона. В отрывке есть детали: размер, вес, материал.

А это не Descriptive writing

Итак, вы привезли домой новый сияющий смартфон с гладким стеклянным экраном размером с ладонь. Первое, что вы захотите сделать, купив новый телефон  — приобрести к нему чехол. Разбивающийся дисплей вызывает ужасное чувство, а защита стоит недорого, если сравнить с ценой нового телефона.

Хотя в этом примере есть прилагательные,  это не пример дескриптивного письма. Задача данного текста — не описать телефон, а склонить вас к покупке.

3. Убеждающий текст

Главная цель убеждающего (Persuasive) письма – к чему-то склонить читателя. В отличие от пояснительного текста, убеждающий отражает мнения и взгляды автора.

Чтобы убедить других принять авторскую точку зрения, убеждающий текст приводит аргументы и обоснования. Его часто используют в жалобах, рекламных объявлениях и статьях, предложениях о партнерстве, сопроводительных письмах и в газетной публицистике.

Ключевые моменты

  • Убеждающий текст содержит доводы, аргументы и доказательства.

  • В этом тексте автор что-то утверждает и добивается, чтобы вы согласились с его или ее точкой зрения.

  • Он часто предлагает читателю сделать что-то соответствующее ситуации (это называется призыв к действию).

Где можно использовать Persuasive writing?

  • В комментариях и редакционных статьях,

  • рекламе,

  • рецензиях,

  • рекомендательных письмах,

  • жалобах,

  • сопроводительных письмах (например, к резюме или пробному образцу товара – прим. переводчика).

Вот Persuasive writing

После Олимпийских Игр 2012 года, проходивших в Лондоне, Департамент торговли и инвестиций Великобритании сообщил о росте экономического оборота на 9,9 млрд фунтов стерлингов. Хотя проводить Олимпийские игры дорого, если сделать все правильно, они могут обеспечить реальные рабочие места и подъем экономики.  Городу стоит серьезно обдумать возможность размещения заявки на проведение Олимпийских игр.

Это убеждающий текст, потому что у автора есть убеждение: «городу стоит серьезно обдумать возможность размещения заявки на проведения Олимпийских игр». И автор хочет добиться согласия окружающих.

А это не Persuasive writing

Согласно легенде, Олимпийские игры основал Геркулес. Сегодня почти 100 стран участвуют в играх, а присутствует на соревнованиях более 2 миллионов человек. Поэтому крупные города от Бостона до Гамбурга обдумывают возможность заявки на проведение игр заранее, более чем за 10 лет.

Все, что здесь сказано – факты. Поэтому перед нами объяснительный текст. Чтобы быть убеждающим, вы должны иметь мнение, к которому хотите склонить людей – и затем, конечно, вы будете подтверждать его доказательствами.

4. Нарративный текст

Главная цель нарративного или повествовательного (Narrative) текста – рассказать историю. Автор создает разнообразные характеры и рассказывает, что с ними случилось (иногда автор пишет с точки зрения одного из персонажей – это повествование от первого лица). Романы, рассказы, новеллы,  поэзия и биографии – все это может следовать нарративному типу письма. Проще говоря, нарративный текст отвечает на вопрос: «А что же случилось дальше?»

Ключевые моменты

  • Автор рассказывает историю или описывает событие.

  • В тексте есть персонажи и диалог.

  • Явно есть начало, отдельные эпизоды и завершение.

  • В тексте часто описываются акции, вдохновляющие события, ссоры и конфликты с их возможным разрешением.

Где можно использовать  Narrative writing?

  • В романах,

  • рассказах,

  • новеллах,

  • поэзии,

  • автобиографиях и биографиях,

  • анекдотах,

  • устных историях.

Вот Narrative writing

«Я не думаю, что это хорошая идея» , — сказала Джаэлин.

«Ты никогда не была такой девушкой», – возразил Орин, отпирая дверь.

Джаэлин неохотно последовала за ним.

Это нарративный текст, потому что он рассказывает историю. Разные персонажи беседуют, и можно предполагать, что есть сюжет.

А это не Narrative writing

Cutting Edge Haunted House попал в Книгу рекордов Гиннеса как самый большой дом с привидениями на Земле. Он находится в Техасе, в районе Форт-Уэрт, известном как «Пол-акра пекла», на столетнем заброшенном мясокомбинате. Чтобы обойти дом, нужен целый час – и все это время вы будете созерцать устрашающие сцены среди настоящего оборудования для переработки мяса.

Хотя это может быть неплохой экспозицией для истории, здесь не хватает сюжета, чтобы мы могли оценить текст как нарративный.

Заключение

Вот главное о четырех обычно используемых типах письма. Есть еще много подтипов в каждом из этих типов. Автор должен иметь представление о каждом из типов, чтобы определить цель собственного текста и быть уверенным, что именно это нужно его аудитории.

Перевод Марины Куновской
Источник
P.S. Задумываетесь ли вы перед началом работы над текстом, что хотите сделать: объяснить, убедить, нарисовать зримую картину, рассказать историю? Если не задумывались раньше, попробуйте. А потом расскажите в комментариях, как это отразилось на процессе и результате работы.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *



Спасибо всем, кто добавляет наши посты в "Фейсбук"!



...и поднимает их в поиске Gооgle с помощью кнопки "+1"!