Как графические органайзеры помогают организовать себя и свою учебу?

пример графического органайзера
Простенькая задачка на обобщение: как назвать одним термином графики работы над проектом, таблицы анализа вариантов, бланки для расписаний уроков и даже новомодные ментальные карты? Для русскоязычного человека простого ответа нет. Остается переводить с английского: графические органайзеры.

Графические органайзеры – это все, что каким-то образом помогает организовать информацию на листе бумаги (или экране компьютера), чтобы улучшить ее запоминание, усвоение, анализ или применение. Или, изъясняясь языком определений – инструменты визуальной коммуникации, которые используют наглядные средства выражения содержания. Они играют все большую роль в процессе организованного обучения и могут быть с успехом использованы в самообразовании.

Каждый из нас пользовался простейшим «графическим органайзером», когда делил на две части лист бумаги, перечисляя слева плюсы, а справа минусы, например, летней поездки к морю. Следующий шаг: разделить тот же лист на четыре части, справа расположив поездку к морю, а слева – скажем, отдых на фамильной даче. И снова подсчитать плюсы и минусы, а затем сравнить итог в двух колонках. Можно, конечно, никакой графикой не пользоваться, но когда перечни и цифры располагаются друг рядом с другом, сравнение идет быстрее. Цитирую ресурс «Instructional Strategies Online»: «Большинство графических органайзеров представляет информацию как убедительную наглядную картину и позволяет уму «увидеть» скрытые закономерности и взаимосвязи».

Графические органайзеры для планирования

Принятие решений, анализ вариантов, планирование и тайм-менеджмент – пожалуй, наиболее известные области применения графических органайзеров даже в кириллическом секторе. Собственно, в публикациях по тайм-менеджменту этот термин по-русски чаще всего и встречается. Но и у бланков для планирования есть специфические учебные варианты. Например, общеизвестное расписание уроков (которое продвинутые пользователи дополняют строчками об объеме домашних заданий и внешкольной активности). Или несколько менее известная трехколоночная форма KWL.

Аббревиатура расшифровывается как «Знаю (Know), Хочу (Want), Изучил (Learned)». Это и есть названия колонок таблицы. Ее заполнение помогает активизировать уже имеющиеся знания и определить цели учебы. В первых колонках еще до начала работы с новым материалом фиксируют то, что уже известно по теме и что хотелось бы узнать. Вторую заполняют после прослушивания курса лекций или проработки пособия, чтобы зафиксировать добытые познания и оценить эффективность учебы. Вариант той же таблицы, ориентированный на самостоятельный поиск источников знаний – KWHL. Здесь уже четыре колонки. Добавляется «How» , где учащийся пишет, как он думает добывать желаемые знания.

Что кроме тайм-менеджмента?

Применение графических органайзеров для учебы не ограничивается адаптацией инструментов тайм-менеджмента и планирования. Мировая педагогическая мысль разработала много специфических форм для анализа текста (некоторые из них применяют и для самостоятельного создания текстов), освоения новой лексики, сжатого изложения учебной темы. Например, все, кто самостоятельно учил языки, знают, что новые слова лучше осваивать в контексте. Некоторые, пытаясь пополнить словарный запас, действительно записывают одно-два предложения с новым словом. Правда, обнаружить эти предложения в толстой тетрадке среди грамматических упражнений и иноязычных эссе потом непросто. А вот «графический органайзер» для введения новой лексики может включать, например, поля для определения нового слова, предложения, где это слово используется, и рисунка. Или – поля для синонима, антонима, ассоциации и снова примера использования. Если слова добавлены в учебную тетрадь на аккуратных стандартных листах, то возвращаться к плодам учебы проще.

Одни органайзеры представляют собой готовые бланки с заранее заданными полями (как бланк kwl, формы для новой лексики или анализа текста), другие предлагают только общий принцип организации информации, добываемой в процессе учебы (как ментальные карты, блок-схемы, карты процессов и другие формы для любого содержания).

Доказана ли польза инструмента?

В 2003 г Институт продвижения исследований в образовании (США) при Ассоциации за образование взрослых и грамотность (AEL) опубликовал обзор 29 исследований использования визуальных средств обучения. В большинстве исследований речь шла именно о графических органайзерах. Ученые установили, что их применение улучшает показатели студентов в нескольких направлениях. А именно:

  1. Улучшается запоминание информации – в том случае, когда она представлена как визуально, так и в текстовой форме.
  2. Улучшается понимание прочитанного.
  3. Растет успеваемость, в том числе у студентов, имеющих трудности в обучении.
  4. Улучшаются навыки критического мышления.

Где найти подходящие органайзеры для себя?

Русскоязычный интернет вспоминает об этом инструменте нечасто и непоследовательно.  Зато сколько угодно готовых бланков для распечатки предлагают англоязычные ресурсы. Ассортимент на сайтах с платным доступом шире, но и бесплатные дают неплохой выбор. Ничего особенно сложного в плане дизайна в графических органайзерах нет, и вдохновившись передовым зарубежным опытом, можно сделать нечто подобное для личных нужд (только с текстом на родном языке). А для изучения иностранных языков даже воспользоваться готовыми. Перед вами ссылки на пять часто цитируемых ресурсов: при желании можно найти куда больше.

1. http://www.teach-nology.com/web_tools/graphic_org/

Огромная библиотека графических органайзеров как общего характера (бланки для сравнения концепций, тайм-трекеры, расписания), так и для изучения конкретных предметов. Часть из бланков можно генерировать прямо на сайте, задавая названия для разделов (сервис воспринимает и кириллицу). Есть и много готовых образцов (с английскими названиями) – их аналоги легко сделать самостоятельно. Часть материала предлагается только на условиях платного доступа.

2. http://www.enchantedlearning.com/graphicorganizers/

Еще один платный сайт с огромной библиотекой органайзеров. Доступ стоит $20 в год. На главной странице раздела– подробная статья с рекомендациями, какую форму органайзера использовать.

3. http://freeology.com/graphicorgs/.

Сайт с бесплатным доступом к библиотеке органайзеров. Предлагает более 100 видов для распечатки. Из органайзеров специализированного назначения большинство предназначено для работы с текстом и изучения языка.

4. http://www.cobbk12.org/Cheathamhill/LFS%20Update/Graphic%20Organizers.htm

Здесь только чуть больше пятидесяти бесплатных бланков, зато их можно загрузить в формате Word, что упрощает редактирование и перевод с английского.

5. http://davidseah.com/productivity-tools/

Личный сайт эксперта по «креативной независимости» с небольшой коллекцией опробованных им бланков графических органайзеров. Использование каждого бланка описано в деталях. Большинство органайзеров относятся к планированию проектов и тайм-менеджменту, учащихся должен заинтересовать его «Fast book outliner», средство для быстрой фиксации содержания изучаемых книг.

© Марина Куновская, self-organizng.by

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *



Спасибо всем, кто добавляет наши посты в "Фейсбук"!



...и поднимает их в поиске Gооgle с помощью кнопки "+1"!