«Компании прекратят «шпионить» за пользователями – зато пользователи будут сами собирать на себя досье»

На днях мне предложили выступить на Международной конференции «Социальное пространство интернета» (она состоялась 21 ноября в Минске на базе Института социологии Национальной академии наук Беларуси). В рамках доклада об информационной экономике я высказал несколько мыслей, которые, как мне кажется, будут уместны и на этом сугубо практическом сайте. Ниже приведу их в очень сжатом и очень вольном пересказе.

Что такое информационная экономика

15 лет назад, в 1999 году, деловые и IT-издания праздновали приход новой эпохи и рисовали радужные перспективы. Мол, вскоре информационные товары будут доминировать на рынке, а «реальный» сектор экономики – станет придатком к информационному. Мол, уже сейчас некоторые мобильные операторы раздают бесплатно телефоны подписчикам услуг. А на очереди – раздача телевизоров, автомобилей и т.д. 🙂

Надежды на глобальную халяву как высшую цель научно-технической революции оказались преждевременными – что и показал в 2000 году грандиозный крах доткомов. На три последующих года термин «информационная экономика» вышел из оборота – вплоть до нового подъема IT-рынка в 2003 году. А сегодня это словосочетание – лишь «равное среди равных» смысловых понятий, с помощью которых удобно описывать различные грани нашей экономической реальности.

Например, если мы обсуждаем мировое разделение труда – то говорим о постиндустриальном Западе в противовес индустриальному Китаю. Если хотим подчеркнуть усиление горизонтальных связей между людьми и компаниями – говорим о сетевой экономике. Если в центре внимания – инновационные компании и продукты – говорим об экономике знаний. Если же тема разговора – информационный взрыв, методы поиска и анализа информации, IT-инфраструктура компаний и целых отраслей – говорим об информационной экономике.

Тем не менее, 15 лет назад в рассуждениях популяризаторов информационной экономики была-таки определенная логика. Аграрная экономика производит, в основном, сельскохозяйственную продукцию. Индустриальная – промышленную. Сейчас 64% мирового ВВП дает производство услуг, что позволяет с полным правом называть современную экономику сервисной. А как мы назовем экономику, в которой главным товаром станет информация? 🙂

Правда, в нынешней реальности даже в США производство информационных товаров пока приносит лишь 4% ВВП (сюда входит продукция ТВ, радио, книгоиздательств, печатных СМИ, поставщиков финансовой информации и т.д.). Но может ли в будущем сектор информационных товаров стать если не доминирующим, то хотя бы более заметным (скажем, как промышленность, занимающая сегодня 32% мирового ВВП)?

Что такое информационная культура

На мой взгляд, может. Разумеется, если произойдет множество принципиальных изменений. В том числе – изменится информационная культура, отношения компаний и обычных людей.

Сегодня производители товаров и услуг чаще предпочитают тайком следить за поведением интернет-пользователей, нежели задавать им прямые вопросы. А смысл? Ведь уже сейчас от четверти до трети пользователей в разных странах никогда не «кликают» рекламные ссылки (и лишь примерно каждый десятый – делает это регулярно). Причем с каждым годом влияние рекламы продолжает падать. А главное, слежение за пользователями никогда не расскажет об их потребительских предпочтениях и планах и малой доли того, что они могут рассказать сами. Если их об этом прямо спросить за деньги или ощутимые бонусы.

Сегодня люди ходят на именитых тренеров, даже не будучи уверены, что найдут у них решение своих проблем. А ведь им совершенно точно известны в собственном окружении специалисты, обладающие нужными навыками. Но прямо попросить этих специалистов поделиться за деньги профессиональными наработками – этого пока нет в нашей информационной культуре. Впрочем, мода на самообразование рано или поздно, я уверен, сыграет свою роль…

Компании заказывают внутренние и внешние исследования сторонним консультантам. И это хорошо – но этого мало. Как известно, любой сотрудник знает о собственной компании и ее окружении нечто, чего не знает никто, включая самого директора. Но компании редко стимулируют своих работников делиться ценной информацией. Но соответствующая информационная культура уже понемногу складывается (не в последнюю очередь, благодаря постепенному распространению технологий idea management – управления идеями).

Очень редко компании покупают информацию друг у друга: успешные практики, бизнес-модели, реальные кейсы и т.д.. Впрочем, как показывает логика развития технологий Big Data (Больших данных), в недалеком будущем компании начнут к взаимной выгоде активно объединять свои базы данных для их совместного анализа и выявления скрытых трендов. Когда подобная практика получит распространение, дело может дойти и до продажи успешными компаниями своих баз данных за прошлые годы – компаниям, работающим в других отраслях и/или расположенным в других регионах.

Словом, информационная экономика может стать не просто описательной метафорой, но общественным укладом – если в прямой информационный обмен окажется вовлечено большинство субъектов хозяйствования и потребителей (сейчас продавцами информационных товаров выступают, в основном, специализированные профессиональные поставщики).

Что считать информационным товаром

Ценность информации – в ее структуре. Любые структурированные сведения имеют шанс стать информационным товаром. Форма также может быть любой: книга, видео-лекция, подборка фактов, база данных и т.д. Но важно, чтобы товар содержал описание принципов структурирования.

Ведь любая структура отличается тем, что акцентирует внимание на одних особенностях объекта – и скрывает из поля зрения другие особенности. Покупатель должен о них знать, чтобы правильно выбрать и использовать товар.

Если же при структурировании информации были допущены логические и смысловые ошибки (что вовсе не редкость) – то описание принципов построения структуры поможет их вовремя выловить и избежать экономических и моральных потерь.

Как поднять информационную культуру

Информационная культура – это не набор добрых намерений. Это набор представлений о ценности информации и практических навыков – по эффективной работе с нею. Наш сайт постоянно вносит свой скромный вклад в распространение культуры работы с информацией, поэтому не буду сейчас останавливаться на конкретных техниках. Упомяну лишь о первом шаге – о запуске информационного потока.

Как запускают информационный поток в большинстве компаний? Точнее, кто его запускает? Как правило, главный бухгалтер – поскольку ему нужно, хочешь – не хочешь, сдавать налоговую отчетность. Из этого скудного источника, ограниченного заданными рамками, зачастую черпает информацию вся компания.

Как правильно создавать информационный поток? Питер Друкер в своей последней книге «Задачи менеджмента в XXI веке» предлагал руководителям компаний начать с выяснения двух вопросов:

  • Какую информацию я должен предоставлять сотрудникам, с которыми я работаю и от которых завишу? В какой форме? И в какое время?
  • Какая информация нужна лично мне? От кого? В какой форме? И в какое время?

После того, как руководитель продумает оба вопроса, он должен обсудить их с подчиненными. Только после этого станет ясно: откуда брать информацию, как обрабатывать, кому перенаправлять. Какова ее реальная ценность для отдельных сотрудников и компании в целом и т.д.

Положа руку на сердце, много ли вы припомните директоров, которые вызывают по одному сотрудников в свой кабинет и интересуются: «Что я могу для вас сделать?» А сотрудники в ответ: «А я чем могу быть для вас полезным?» 🙂

Зачем?

Зачем прилагать усилия для развития информационной культуры и рынка информационных товаров? Традиционная выгода понятна: чем больше товаров обращается в экономике – тем мощнее и устойчивее ее рост. Вторая выгода не столь очевидна – но не менее важна.

Вспомните термины «кредитная история», «налоговая история». В свое время власти и бизнес совместными усилиями добились, чтобы людям стало выгодно на протяжении всей жизни вовремя отдавать долги и налоги. И это очень сильно стабилизировало экономику и общество, обеспечило их устойчивый рост.

Я уверен, что подобный эффект вызовет и внедрение понятия «информационная история». Это когда людям станет выгодно на протяжении всей жизни собирать информацию о себе, своем профессиональном и личном опыте, своих наблюдениях за экономическими и социальными явлениями.

Это станет выгодно, когда люди будут знать: на протяжении их жизни на подобные структурированные сведения найдется множество покупателей.

На протяжении всей жизни люди будут собирать, структурировать и попутно анализировать информацию (хотя бы потому, что структурирование данных – это уже отчасти их анализ).

И, вследствие постоянной практики, будут меньше подвержены манипуляциям политиков, рекламодателей, пропагандистов и поджигателей информационных войн.

И, вследствие постоянной практики, научатся ставить перед собой разумные цели – и находить более адекватные, эффективные средства их достижения.

© Юрий Смирнов, Self-organizing.by

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *



Спасибо всем, кто добавляет наши посты в "Фейсбук"!



...и поднимает их в поиске Gооgle с помощью кнопки "+1"!