Логико-графические схемы: когда применять инструмент?

Недавно прочитал книгу Егидеса А.П. «Лабиринты мышления, или Учеными не рождаются» про логико-графическую систему анализа текста. На практике не смог применить. Рабочая ли это система? Применяется ли она для запоминания информации или это трата времени?

Алексей

Алексей, в целом можно сказать, что все системы визуализации (как и другие виды организации информации) – для кого-то рабочие, для кого-то нет. Вопрос в том, чтобы выбрать для себя подходящие.

Логико-графические схемы, разработанные Аркадием и Еленой Егидес  – один из многих вариантов визуализации информации, в том числе учебной. Метод действительно сложный, предполагающий освоение учащимся специального «словаря», т.е. особых геометрических символов, придуманных авторами. Особенность метода – так называемое «гештальтирование» информации, т.е. оформление данных при помощи особого рода геометрических форм, которые, по мнению автора, делают схемы более удобными для восприятия.

Иллюстрация - как выглядит логико-графическая схема

Логико-графическая схема классификации автомобилей, из книги А. и Е. Егидес «Лабиринты мышления…»

Можно найти много публикаций, сообщающих об успешном применении этой системы в учебном процессе. Особенно активно схемы Егидесов используют медики: преподают, используя их, и классификацию инфекционных болезней, и основы медицинской экспертизы. Помогает система не столько лучше запоминать факты и идеи, сколько шаг за шагом разбираться в их соотношениях, представлять себе понятийное поле той или иной учебной дисциплины. Для этого, вероятно, и подходит лучше всего.

Публикаций об использовании системы Егидесов автодидактами, вне организованного учебного процесса, мне не встречалось. Вероятно, для освоения самого инструмента обучения требуется «политическая воля» преподавателя-методиста. Возможно, схемой заинтересуется самостоятельный студент, чьи предпочтения в обработке информации сходны с авторскими, но на массовое ее распространение вряд ли стоит рассчитывать.

Вообще-же учебную информацию можно визуально представлять многими способами. В форме графов, блок-схем, таблиц, опорных конспектов, логико-смысловых моделей, карт памяти. Можно даже забавные скетчи рисовать, если вам так удобнее. А некоторым учащимся больше подходят не визуально ориентированные модели, а методы последовательного конспектирования с выделением главных понятий и относящихся к ним фактов.

Выбрать самую удобную для конкретного случая модель можно, ориентируясь на особенности собственного восприятия, предпочтения в учебе, равно как и на специфику дисциплины. Ведь большие массивы фактической информации запоминают иначе, чем связанные меж собой понятия, а, например, слова иностранного языка нет смысла запоминать тем же способом, что телефонные номера или пароли от интернет-сервисов.

Выбирать можно как простым перебором вариантов, так и ориентируясь на понимание своих предпочтений в усвоении информации. Например, если вам еще в школе быстрее удавалось выучить урок, повторяя главные мысли или пересказывая их товарищу, а не запоминая таблицы с компактным изложением материала – то, наверное, и сегодня осознанное конспектирование текста подойдет больше, чем визуализация. И наоборот. Если привлекают все же визуальные модели, лучше начинать с тех, что не требуют большой предварительной подготовки (например, интеллект-карт).

С уважением,
Марина Куновская

PS. С системой, о которой спрашивает читатель, можно ознакомиться в книге «Лабиринты мышления…»: она есть в сети. 

2 комментариев к записи Логико-графические схемы: когда применять инструмент?

  1. Алексей:

    Марина, спасибо за статью.
    Насколько я понял, логико-графические схемы — один из инструментов для изучения материала, его можно применить там, где я сам смогу его применить.

    • Марина Куновская:

      Алексей, да! И скорее инструмент понимания и классификации, чем запоминания. Чтобы пользоваться этой схемой как мнемоническим инструментом, нужно иметь развитую визуальную память, причем память не на конкретные предметные образы, а на символы. Она встречается не так уж часто.
      Мне кажется, начинать осваивать инструменты визуализации все же эффективнее с более распространенных — ментальных карт (mind maps), блок-схем, в конце концов скетчей. Раз их использует много людей — значит, их проще применить.
      А эта система, наверное, многим нравилась «до интернета», когда не было удобных теговых способов организации информации (с которыми одно и то же понятие можно было сразу отнести к нескольким категориям). Но теперь такой принцип хранения данных неплохо организован в Evernote, да и собственно в веб-среде, в блогах.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *



Спасибо всем, кто добавляет наши посты в "Фейсбук"!



...и поднимает их в поиске Gооgle с помощью кнопки "+1"!