Техники прерайтинга: возвести в куб и разрешить сомнения

cube01002-urbanЕсли вы долго не можете взяться за работу над текстом  – попробуйте прерайтинг. Исконно русского названия для этого термина нет, потому что и практику такую как отдельный этап работы русскоговорящие авторы обычно не рассматривают.

Прерайтинг –  это общее название для широкого спектра техник, помогающих приступить к обдумыванию текста, сфокусироваться на теме еще до первой строки черновика. Да, составление плана тоже, если составлять его разумно.

Сегодня расскажу о методе, который по-английски называется cubing — возведение в куб.  Впервые ее подробно описали американцы Грегори и Элизабет Коуэны в 1980 году в книжке с немудрящим названием Writing.

В писательские кубики могут играть не только визуально ориентированные творцы, но и люди вербального склада, которые лучше воспринимают последовательные тексты. Отечественная система образования склонна формировать именно таких – а потом, на этапе самостоятельного творчества, оставлять вообще без инструментов.

Как освоить  «возведение в куб» ?

Суть практики в том, чтобы описать шесть граней предмета вашего сообщения, а затем выбрать интересные идеи из полученного материала. Шесть граней – как у кубика, и на уроках английской словесности кубики с разными затравками для рассуждений и используют. Теперь уже и не только словесности, но начиналось все именно с текстовых практик.

Если вопрос «как приступить к тексту» одолевает вас часто, вы можете соорудить настоящий трехмерный кубик и использовать его как ключ к успешному старту. Если хотите просто попробовать поупражняться, достаточно списка «граней», или стимулов для размышлений.

Гуру по развитию текстовых компетенций рекомендуют осваивать «возведение в куб», начиная не со статьи, а с описания обычного бытового предмета. Желательно такого, у которого четко просматриваются несколько сторон. Это как минимум развязывает язык.

Для использования техники важны две вещи:

– установить временной лимит на описание каждой грани (эксперты рекомендуют 2 минуты) и описать все шесть последовательно, не прерываясь;
–  все выделенное время писать без остановки, не задумываясь над стилем и грамматикой, не пытаясь редактировать текст. Если идеи кончились за минуту, приложить усилие, чтобы придумать что-то еще.

Итак, берете блокнот, чашку или линейку, заводите таймер и две минуты описываете вид предмета спереди. Затем – вид сзади. Затем с каждой из боковых сторон, и, наконец, сверху и снизу. Через 12 минут упражнение будет выполнено. Если вы работали добросовестно, то в ходе работы обязательно обнаружите в своем объекте какую-то новую возможность, особенность, найдете ему дополнительное применение. И уж точно поймете, что эта простая штуковина таит в себе многие смыслы.

Какие грани есть у темы?

Ваша будущая статья (или даже диссертация)  – не предмет физического мира, грани в ней невооруженным взглядом не рассмотришь. Поэтому запаситесь перечнем аспектов темы.
Самый простой перечень сводится к «вопросам репортера»:  кто, что, где, когда, почему и как. Но поскольку вы пишете не  первый абзац для информационной заметки, а исследуете сложную тему, то сперва расширьте перечень до полноценных вопросов, начинающихся с ключевых слов.
Райтерский центр Университета Канзаса предлагает следующие варианты.

Кто?
Кто участники? На кого это повлияет? Кто играет главные роли? Кто второстепенные?

Что?
В чем заключается тема? В чем важность темы? В чем основная проблема? Что за вопросы включает?

Где?
Где имела место эта деятельность?  Где источник проблемы или предмета исследования?  В каком месте причина или следствия проблемы наиболее заметны?

Когда?
Когда эта проблема наиболее очевидна? (В прошлом? В настоящем? В будущем?) Когда предмет изучения или проблема разрабатывались? Какие исторические силы помогли заострить проблему и в какая точка на шкале времени станет для нее критической? Когда необходимо предпринять действия по отношению к этому предмету?

Почему?
Почему проблема или вопрос возникли? Почему это вообще проблема?  Почему проблема или предмет проявляют себя именно таким образом?

Как?  Как важна эта проблема? Как мы можем с ней обращаться? Как это влияет на участников? Как можно решить вопрос или проблему?

 

Еще популярнее писательский кубик с «предустановленными» гранями-заданиями. Вот такими:

Describe it . Описывайте. Как это выглядит, из чего состоит, что в себя включает?

Compare it  Сравнивайте. На что это похоже? Чем отличается?

Associate it. Ассоциируйте. Как  тема связана с тем, чем вы занимались раньше? Помогает ли она по-новому взглянуть на что-то из прежних занятий?

Analyze it. Анализируйте. На какие отдельные части можно разбить этот вопрос или явление?

Apply it. Применяйте. Как этим пользоваться? Кто этим пользуется?

Argue for or against it. Поддержите или возразите. Объясните вашу позицию в поддержку или против этого.

И еще несколько вариаций:

Иллюстрируйте Оценивайте В чем значимость…
Изменяйте Изображайте карикатуры Рассмотрите …в исторической перспективе
Решайте Противопоставляйте Каковы причины/следствия?
Спрашивайте Исследуйте Соотнесите …с….
Перестраивайте Поддерживайте Назовите части….
Высмеивайте Возражайте По вашему мнению…

Как исследовать тему?

Дальше действуйте так же, как и с трехмерным предметом. Работа с  вашим содержанием тоже займет у вас 12 минут. Затем вы прочтете полученный текст – и вам как-нибудь да повезет. Возможно, окажется, что вы, сами того не подозревая, уже написали набросок статьи. А возможно, пока только определились, о чем в первую очередь писать, – и план затем составите рационально.
Если вы видите в своих набросках основу для плана – удалите из него лишнее, освободите от повторов, а оставшиеся аргументы и факты выстраивайте в логичную последовательность. Если последовательности пока не получается – используйте другие техники прерайтинга. Но о них в следующий раз.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *



Спасибо всем, кто добавляет наши посты в "Фейсбук"!



...и поднимает их в поиске Gооgle с помощью кнопки "+1"!